Научный стиль делится на три подстиля:
– Собственно научный, или академический – это наиболее строгий стиль речи. Его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
– Научно-популярный, или научно-публицистический – этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
– Научно-учебный – он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий .
Научная терминология Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. В каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается.
В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).
Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка – это административная панель; залогиниться – пройти авторизацию; минуса – «отрицательное сальдо; оборотка – оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).
С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.
Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.
Форма изложения Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать: «Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…»
При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).
На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.
В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.
Синтаксические особенности Специфика научного стиля – преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.
При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» – «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно,..), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка – от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие – от «развиваться»).
Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.
Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.
В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.
Точность и ясность изложения В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.
Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные – их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.
Связи и закономерности Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.
Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.
В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений:
Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного.
Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так).
Выразительность Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:
Примеры, иллюстрации, пояснения Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.
Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные – в форме таблиц и диаграмм.
Усилители Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).
Сравнение Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным.
Проблемные вопросы Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения: «Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря?» , «Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией?»
Надеемся, статья была полезной и Вы воспользуетесь нашими советами о том, как правильно писать статью с точки зрения внешнего оформления.
Студенческое научное общество / СНО ЧГУ