«Чувашский в чемодане» – так называется тема открытого занятия, на котором появляется чемодан, укомплектованный лингводидактическими материалами для проведения урока. В роли педагога – будущие филологи – студенты-волонтеры 2, 3 и 4 курсов факультета русской и чувашской филологии и журналистики. На занятиях они знакомят участников урока с чувашским языком и чувашской культурой, в игровой форме изучают формы приветствия, знакомства, благодарности на чувашском языке. Игры, танцы, песни, kahoot-викторина «Мой дом – Чувашия», изучение чувашской лексики – это далеко не весь список мероприятий, которые успевали проводить волонтеры во время занятия. Представленные на уроках страноведческие постеры, талантливо исполненные студентами чувашская колыбельная песня и чувашский народный танец – создали атмосферу уважения и приобщения молодежи к родной культуре. С этой же целью был разработан логотип проекта в виде чувашского орнамента, а также стилизованная хозяйка чемодана – кукла в национальном костюме по имени Илемби. Каждому участнику урока по завершении занятия было приятно получить специально приготовленные сувениры: карандаши, ручки и календарики с чувашской символикой. Сколько эмоций, улыбок, а еще и новых знаний подарил чувашский чемодан участникам занятий!


До начала реализации проекта студенты-волонтеры прошли специальное обучение на семинаре и изучили современную методику проведения игровых занятий. Все волонтеры и их наставники были в красивых фирменных свитшотах желтого цвета – с этим цветом в чувашском языке и чувашской культуре связано всё самое красивое, желтый цвет присутствует также на государственной символике Чувашской Республики.


Студенты-волонтеры провели более 50 занятий «Чувашский в чемодане», участниками которых стали школьники СОШ № 10, СОШ № 33 г. Чебоксары, студенты Чебоксарского педагогического колледжа, студенты медицинского, юридического, историко-географического, строительного, химико-фармацевтического и других факультетов Чувашского госуниверситета.


«Учитель постоянно должен быть в творческом поиске. Использование современных интерактивных технологий позволило увлекательно и интересно проводить занятия «Чăваш арчи» (Чувашский в чемодане) в многоязычной студенческой аудитории. Филологи-волонтеры блестяще справились с поставленной задачей – каждая волонтерская группа придумывала свои оригинальные решения для актуализации внимания и проявления интереса у обучающихся. В ходе проведения уроков было заметно, как будущие филологи с каждым днем развивались и совершенствовали свои навыки», – отмечает руководитель проекта А.М. Иванова, декан факультета русской и чувашской филологии и журналистики.


После завершения всех уроков состоялось итоговое обсуждение занятий, проведенных новоиспеченными учителями-филологами. Его провела В.Ю. Кириллова, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 ЧГУ им. И.Н. Ульянова, методист-мультипликатор Гете-Института. Студенты делились опытом, мнениями, проводили самоанализ, удачно используя формулы рефлексии: «Больше всего на занятиях мне понравилось…», «Я – классный волонтер-аниматор, так как…», «Теперь я точно смогу…», «Всем волонтерам я хочу пожелать…» и т.д. По признанию самих волонтеров, в ходе реализации данного проекта они научились работать в команде, быстро принимать решения в любых, и даже нестандартных, ситуациях. Побывав в роли педагогов, они стали больше ценить нелегкий, но благородный труд учителя. Самое главное – студенты-волонтеры расширили свою методическую копилку и проверили себя в роли будущего педагога.


Проект завершился, но до сих пор продолжают поступать приглашения нашим студентам-волонтерам приехать с чемоданами «Чăваш арчи» в городские и сельские школы республики. Это вселяет надежду, что проект актуален и востребован в настоящее время.


После успешной сдачи предстоящей зачетно-экзаменационной сессии наши студенты-филологи планируют вновь отправиться в путь с чемоданом «Чăваш арчи».


Проект, целью которого является популяризация чувашского языка, повышение мотивации к его изучению, диалог культур, укрепление дружбы между народами, реализовывался Чувашским государственным университетом при поддержке Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации (г. Москва).