— Андрей Юрьевич, как Вы считаете, чем вызвано решение о выходе из Болонского образовательного процесса?
— Для начала давайте вспомним, что такое Болонский процесс. Ведь это не международный договор, который подписала наша страна, взяв на себя какие-то обязательства. Поэтому речь не идет о расторжении каких-либо договоренностей. По сути, Болонская система представляет собой свод подходов, идей, принципов, которые в начале 2000-х годов были привнесены в отечественное законодательство. И около 20 последних лет нормативная база высшего образования во многом формировалась на основе этих принципов. Это отметил в одном из своих интервью министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
Полагаю, что причиной пересборки системы высшего образования стали не только те серьезные экономические вызовы, с которыми мы столкнулись, но и назревшая необходимость пересмотра вектора развития с учетом плюсов и минусов двадцатилетнего периода работы вузовского пространства в рамках Болонского процесса. Например, не секрет, что в последнее время в экспертном сообществе активно обсуждалась тема перехода к специалитету в техническом образовании. Это вполне объяснимо: подготовка инженеров в последнее время существенно усложнилась, ведь современный специалист должен хорошо знать не только конструктив (как выражаются инженеры, «железо»), но и «цифру», то есть уметь программировать очень сложные объекты. А это предполагает наличие у будущего инженера совершенно новых дополнительных компетенций. Следовательно, модернизированная образовательная программа призвана решать эти новые задачи и нормативный срок обучения должен быть больше, чем сейчас, и составлять как минимум пять лет.
— Получается, что закроем бакалавриат и магистратуру и перейдем к специалитету?
— Речь не идет о ликвидации бакалавриата и магистратуры и тотальном внедрении специалитета. Просто пришло время обсудить в экспертном сообществе с обязательным участием работодателей вопросы пересборки образовательных программ, новые форматы организации учебно-научного процесса. Кстати, об этом и шла речь на состоявшемся недавно расширенном заседании Совета Российского союза ректоров.
Абсолютно согласен со своими коллегами в том, что при реформировании действующей системы образования следует сохранить все ценные наработки предыдущего периода. А если говорить о специалитете, вот пример Чувашского госуниверситета.
Сегодня у нас 50 процентов студентов-очников уже обучаются на пяти– и шестилетних программах специалитета. Это будущие врачи, фармацевты, инженеры-строители уникальных зданий и сооружений, IT-специалисты в сфере компьютерной безопасности. Отмечу также, что бакалавриат и магистратура появились в некоторых российских университетах задолго до вступления в Болонский процесс.
Мы в ЧувГУ еще в начале 1990-х организовали уровневую инженерную подготовку. Ребята поступали на четырехлетнюю программу бакалавриата, а по ее завершении выбирали годичную инженерную программу либо двухгодичное обучение в магистратуре. Понятно, что последние ориентировались на погружение в исследования и выходили из магистратуры классными инженерами-разработчиками, которые супервостребованы во все времена. Надо сказать, наш опыт был положительно отмечен тогдашним Министерством образования страны и рекомендован к тиражированию в вузах.
Если говорить об участии в Болонском процессе зарубежных стран, то большинство из них никогда не входили в Болонскую систему, но нормально с ней сосуществуют и развивают собственные системы образования, в том числе Китай, Индия, США.
— Вы сказали, что многое целесообразно сохранить и впредь… А что конкретно?
— Я бы отметил актуальность открытости, гибкости отечественной системы образования. Должен действовать принцип академической мобильности студентов, который подразумевает возможность изменения траектории обучения, возможность попробовать себя в другом университете: зарубежном или отечественном. Только вектор этой «внешней» мобильности по понятным причинам в ближайшее время сместится в восточном направлении.
Кстати, в последнее десятилетие студенты Чувашского госуниверситета ежегодно пользовались возможностью пройти семестровое или годичное обучение, например, в разных университетах Китайской Народной Республики (Аньхойский университет, Хэнаньский университет, Гуйчжоуский университет, Юго-Западный нефтяной университет).
В наших планах открытие сетевых программ, в том числе и предусматривающих получений двух дипломов. И первый шаг уже сделан: с прошлого года с одним из узбекских медицинских вузов мы реализуем совместную программу по клинической психологии, в процессе подготовки договоры с вузами других стран.
Согласитесь, без постоянных научных контактов крайне сложно динамично ориентироваться и уверенно продвигаться в огромном мире знаний. Поэтому мобильность преподавателей, исследователей российских университетов — необходимая составляющая будущей национальной образовательной системы. Имею в виду создание межвузовских научных лабораторий, системы стажировок и временных академических контрактов на работу в других вузах. Это в полной мере относится и к зарубежным университетам-партнерам.
И практика организации таких форматов есть у Чувашского госуниверситета.
Несколько лет мы реализуем с Ереванским государственным медицинским университетом имени Мхитара Гераци (Армения) не только программу студенческих академических обменов, но и проекты «Гостевой профессор» и «Гостевой доцент», в рамках которых ведущие специалисты ЧувГУ и ЕрГМУ совершают взаимные визиты для проведения цикловым методом того или иного учебного курса. Понятно, что стороны приглашают специалистов высокого уровня, обладающих самыми современными компетенциями.
— То есть процесс реформирования будет достаточно плавным, и будущие абитуриенты смогут вовремя сориентироваться в меняющейся реальности?
— Безусловно, ведь образование чрезвычайно чувствительная сфера, требующая тонкой настройки, что диктует необходимость обстоятельного обсуждения путей трансформации на самых разных дискуссионных площадках. Будем совместно с ведущими специалистами в сфере образования, учеными, представителями бизнеса вырабатывать оптимальные решения. А что касается вопроса о ближайших изменениях, отмечу, государством уже установлены контрольные цифры приема в вузы как на 2022 год, так и на 2023 год. Прием будет проводиться по ранее утвержденным правилам. Пожелаем нашим абитуриентам сделать правильный выбор и осуществить все свои мечты!