С 26 по 28 октября в Москве проходил заключительный этап межведомственной программы «Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России». Эта программа была организована Министерством образования и науки РФ, Институтом русского языка имени А.С. Пушкина и Россотрудничеством для повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного (РКИ и РКН). Наш университет на этом форуме представляла Екатерина Аркадьевна Кожемякова, заведующий кафедрой русского языка как иностранного.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов, официально приветствуя участников программы, призвал представителей вузов, собравшихся со всей страны, от Дальнего Востока до Калининграда, от Арктики до Кавказа, объединить усилия для того, чтобы укреплять позиции России на мировой арене с помощью продвижения русского языка и образования на русском языке. На той же центральной идее создания партнерской сети базировались выступления ректора института русского языка имени А.С.Пушкина Маргариты Николаевны Русецкой, шефа-редактора Федерального информационного агентства РЕГНУМ Татьяны Викторовны Полосковой и других весьма уважаемых профессионалов. Во многих выступлениях русский язык был назван одной из составляющих российского бренда и даже признан фактором «мягкой силы», или публичной дипломатии, играющим большую роль в системе международного позиционирования России. Специалистами Россотрудничества было отмечено, что спрос на русский язык растет во всем мире, а знание русского языка существенно влияет на конкурентоспособность специалиста на мировом рынке труда.

Участники программы – и организаторы, и гости – представляли свои проекты, направленные на продвижение русского языка: международные олимпиады и летние школы, совместные образовательные и волонтерские программы, дистанционные курсы и электронные тренажеры. Особенно впечатлили молодежная волонтерская программа «Послы русского языка в мире» и Открытый образовательный портал «Образование на русском» института Пушкина, активно развивающийся в последнее время и в скором будущем способный составить конкуренцию мировым площадкам дистанционного обучения, таким как, например, Coursera. Отдельно обсуждались вопросы и проблемы, связанные с работой подготовительных факультетов и отделений для обучения иностранных студентов.

Некоторые из представленных проектов работают уже давно, какие-то только начаты, часть лишь планируется. Но все они, безусловно, вносят свой вклад в поставленную перед преподавателями русского языка вообще и русского как иностранного в частности важную государственную задачу – продвижение русского языка в мире!