В связи с эпидемией COVID-19 студенты нашего университета, как и всех вузов страны, перешли на дистанционный формат обучения. Как отнеслись к переменам обучающиеся и преподаватели, какой новый опыт они получили? Об этом расскажет ректор Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова Андрей Юрьевич Александров.


- Андрей Юрьевич, коронавирус напал на страны мира, так сказать, без объявления войны. Мы все уже привыкли жить в новой реальности, которая диктует свои условия и вузам.


Весь мир, разные государства, отдельные населенные пункты, семьи и каждый конкретный человек столкнулись с этим смертельно опасным испытанием, нагрянувшим столь внезапно. Новая ситуации продиктовала нам необходимость перестройки привычного уклада жизни. Введены известные ограничения, без которых избежать еще более печальных последствий просто невозможно, это сегодня четко понимает каждый здравомыслящий человек.



В непривычных для себя условиях оказалась и вся система образования, благо есть всемирная паутина – Интернет, инструмент коммуникаций, посредством которого университет реализует сегодня дистанционные образовательные технологии. Надо сказать, что и заседания ректората с этой недели проводятся в режиме видеоконференции.


- Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями пришлось столкнуться обоим участникам дистанционного формата обучения?


Особых трудностей при переходе на дистанционный формат обучения не возникло. Университет на тот момент уже имел определенный опыт реализации смешанного обучения по ряду направлений на платформе Moodle. Преподавателями нашего вуза созданы более 1500 курсов.


Однако в результате полной трансформации учебного процесса и погружения в дистант стало очевидным, что некоторые преподаватели недостаточно владеют навыками проведения онлайн-занятий. Но эти вопросы решаемы, и в ближайшее время мы планируем улучшить компетенции наших педагогов в сфере IT-технологий.


Мы провели опрос студентов в сети ВКонтакте о проблемах, с которыми они сталкиваются при дистанционном формате обучения. Основной сложностью для ребят оказалось отсутствие возможности привычного «живого» общения с преподавателями. Иногда возникали проблемы с интернет-связью, что вполне объяснимо: скачок нагрузки на сеть был колоссальный. Ощущается недостаток практических знаний и навыков по направлениям (специальностям), предполагающим большое количество лабораторных занятий. В первую очередь речь идет об инженерных факультетах, да и будущим медикам даже самые современные тренажеры не заменят «живой» практики.


- А какие плюсы в онлайн-парах отмечают студенты?


Студенты отметили интерактивность как позитивную сторону онлайн-обучения. Например, такой формат обучения, как вебинары, предоставляет много возможностей для успешного освоения знаний и общения с преподавателем и одногруппниками в режиме реального времени. Онлайн-форматы делают учебный процесс более увлекательным и полезным в плане приобретения дополнительных умений и навыков в сфере IT-технологий.


- Всех обучающихся, наверное, волнует вопрос, как сдать летнюю сессию, защитить курсовую или дипломную работы…


Для удобства преподавателей и студентов на портале электронного расписания мы запустили сервер вебинаров. Данный сервис предназначен для проведения онлайн-занятий в соответствии с расписанием учебных занятий и экзаменационных сессий, в том числе его функционал позволяет создавать вебинары для консультаций и проведения онлайн-защиты курсовых работ (проектов). В рамках проведения государственной итоговой аттестации обучающихся разработан механизм защиты дипломных работ (проектов) с применением дистанционных образовательных технологий. Процедуру защиты прописываем в локальных актах университета, которые в скором времени будут доведены до каждого участника образовательного процесса и размещены на официальном сайте университета.


- На мой взгляд, мир после пандемии COVID-19 будет другим, изменения коснутся и системы высшего образования в части дистанционного формата обучения…


Окончательные выводы делать преждевременно, но эта острейшая ситуация точно даст возможность национальным правительствам оценить готовность общества, государства к чрезвычайным условиям, в том числе устойчивость систем здравоохранения и образования. Сегодня университеты, преподаватели, студенты могут в режиме реального времени проанализировать плюсы и минусы онлайн-обучения. Сама жизнь заставила использовать в учебном процессе ранее многим незнакомые программы, сервисы, подписаться на онлайн-курсы в открытом доступе. Преподаватели резко активизировали работу по переводу своих учебных материалов на цифру. Говоря о будущем дистанта «после пандемии» отмечу, что, несомненно, возникнут новые форматы качественного онлайн-образования, удельный вес дистанционных курсов возрастет.


- Андрей Юрьевич, что бы Вы пожелали нашим студентам и преподавателям, живущим в условиях самоизоляции?


Выражаю большую благодарность нашим студентам, преподавателям, сотрудникам за выдержку и понимание, адекватную реакцию на сложности, с которыми столкнулся наш вуз в этот трудный для страны момент! Признателен всем, кто проявил усердие для обеспечения устойчивого развития Чувашского государственного университета, и желаю всем крепкого здоровья! Совершенно уверен – вместе мы одолеем все невзгоды!


Беседовала О. Герасимова.