12 ноября 2022 года студентам факультета русской и чувашской филологии и журналистики посчастливилось побывать в этнографическом комплексе «Чаваш керем», который находится в деревне Малый Сундырь Моргаушского района. В рамках этнографического маршрута ребята посетили музей Почты, музей суваро-булгарской культуры с историей, бытом и воинским мастерством жителей Волжской Булгарии на чувашской земле.


Сначала, когда студенты выезжали из Чебоксар, экскурсовод Светлана Германовна Николаева рассказывала ребятам о том, что предками чувашского народа были болгары и сувары. Она упомянула, что летоисчисление Чебоксар начинается с 1469 года и что эта дата очень важна для горожан. Слово «Шупашкар» исторически состоит из двух корней: «шупаш» обозначало «чуваш», а «кар» –«укрепление, город, крепость». Светлана Германовна рассказала, что в VII–VIII веках древние финно-угорские племена, булгары и сувары пришли на территорию Среднего Поволжья. В X веке образуется государство Волжская Булгария, которое впоследствии разоряют монголо-татары. В 1551 году чуваши входят в состав Московского государства.


В этнографическом комплексе «Чаваш керем» студентов радушно встретил председатель Союза чувашских краеведов, директор этнопарка Сергей Лазаревич Сорокин. Он рассказал посетителям, какие праздники проводятся на территории комплекса. Каждый год именно в этом живописном месте празднуют Акатуй – чувашский народный праздник, посвященный окончанию весенне-полевых работ. На празднике угощают друг друга чувашскими традиционными блюдами, поют национальные песни, в том числе и «Алран кайми». Директор этнопарка также рассказал, кому посвящены столбы на территории этнографического комплекса: вождю гуннов Атилле, булгарскому хану Кубрату, правителю Волжской Болгарии хану Алмушу. Далее студенты прошли в этнографический музей культуры суваро-булгаро-чувашей. Там они глубже познакомились с уникальными старинными предметами быта: это утюг, ходунки, гладильная доска, приспособление для стирки белья, прибор для изготовления веревок, машинка для шитья, необычный чехол для топора, цепь для обмолота земли, маслобойка, станок для вязания лыка и многое другое. Сергей Лазаревич отметил, что занятием всех чувашских девушек было рукоделие. С 5 лет девочка умела шить, с 10 – вышивать узоры, к 15 годам у нее уже готово приданое. Студентам рассказали о том, как создавался главный традиционный чувашский напиток – пиво. Это не алкогольный, а высокопитательный, богатый всеми микроэлементами напиток. Хмель напитывается энергией солнца, в конце лета его срезают и высушивают, хранят в сухом виде. Зерно проращивается, его просушивают и перемалывают в мельницах, в результате чего получается солод. Солод варят с родниковой водой в котле при температуре не более 70 градусов, чтобы не убить полезные бактерии. Пиво дображивают в течение суток и через фильтр разливают по бочкам, которые хранят в подвале.


Студентов удивил и музей Почты. В д. Малый Сундырь находилась почтово-ямская станция, в которой круглосуточно находились ямщики и станционные смотрители. Студентам рассказали о последнем ямщике Мироне Никифоровиче Погодейкине. Его прадед основал почтово-ямскую станцию. Много удивительных экспонатов увидели ребята в этом зале: упряжь для лошади, коллекцию подков, кандалы арестантов. На одном из стендов была информация о том, как развивалась почта с XVII века и до нашего времени. На другом стенде можно было узнать о развитии мировой почты: дымовой, узелковой, барабанной, голубиной. На стене во входной зоне была изображена «Березовая дорога», по которой проезжали А. Герцен, А. Пушкин, Ф. Достоевский.


Самое яркое событие экскурсии – чувашская свадьба в исполнении ансамбля «Палан» Анат-Кинярского сельского клуба. Студенты подробно узнали о чувашских праздничных обрядах. Свадебная церемония начинается в одно и то же время в доме жениха и невесты. Юношу наряжают в красивый свадебный наряд, сшитый по традициям чувашской свадьбы. Во дворе дома исполняется ритуальный танец-проводы жениха. Раньше невеста под свадебным покрывалом пела песню-плач, слова которой каждая девушка слагала по-своему. В этой песне невеста прощается с родителями, подругами. По обычаю родители невесты стелили жениху коврик и клали туда деньги, на которые жених наступал, а затем забирал себе. Перед тем, как выйти из дома, жених бил три раза нагайкой свою невесту для изгнания злых духов-предков невесты. И какие же счастливые лица были у студентов, когда им предложили стать участниками свадебной церемонии! Некоторым ребятам удалось примерить на себе костюм жениха и невесты, а также попробовать совершить небольшой обряд удара нагайкой невесту.


Одно из самых неожиданных и запоминающихся событий дня – это то, как ребята из Узбекистана, насладившись самобытной культурой Чувашского края, начали петь песни своего любимого, такого же необычного народа. Какие только мелодии не прозвучали в зале: узбекские, таджикские, английские, чувашские, русские, хинди! Ребята подхватывали песни и веселились под мелодии разных народов вместе. Произошло невероятное сплочение разных культур. Студент из Узбекистана отметил, что ему нравится изучать культуру, историю, язык Чувашской Республики, именно поэтому он решил посетить этнографический уголок «Чаваш керем».


Студентам невероятно сильно понравилась экскурсия. Мы выражаем огромную признательность и благодарность всем организаторам данной поездки: Чувашскому государственному университету и компании «Мир экскурсий», студенческому клубу «Необъятная Чувашия», экскурсоводу Светлане Германовне Николаевой, директору этнокомплекса «Чаваш керем» Сергею Лазаревичу Сорокину.


Александра БОРИСОВА.