На факультете русской и чувашской филологии и журналистики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова прошло мероприятие, привлекшее внимание искушенной публики. В конце марта студенты четвертого курса отделения журналистики представили университетскому сообществу выставку медиапроектов под интригующим названием «Спецвыпуск: раскрытие измерения».


Предыстория

Идея выставки родилась спонтанно на одном из занятий по курсу «Новые медиа». Программа дисциплины предполагает приобретение знаний, умений и навыков для работы в конвергентной редакции, выпускающей мультимедийные материалы, предназначенные для потребления массовой аудиторией на разных цифровых площадках. Студенты учились создавать лонгриды, а также разноформатные публикации для социальных сетей, видеосервисов и подкаст-платформ. Однако в ходе обсуждения итоговых работ не раз обнаруживалась одна ошибка — использование мультимедиа обучающимися не как контент-решение определенной авторской задачи, не для более глубокого погружения пользователя в описываемую историю, а зачастую механически, по привычке, как элемент сопровождения.



Чтобы ребята лучше разобрались в этом, их наставник – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Артем Гаврилов – дал на зимние каникулы следующее задание: сделать из подручных материалов офлайн-медиа на свободную тему, обладающее информационным, познавательным и развлекательным потенциалом, увлекающее и побуждающее к взаимодействию современных реципиентов, отдающих предпочтение цифровому контенту.


С каникул студенты вернулись медиаменеджерами. Каждый из них максимально проявил свои творческие способности и представил учебную работу, которую без преувеличения можно отнести к предметам современного медиаискусства.



Что у них получилось? Книга? Журнал? Зин? Самиздат? Творческая поделка? Оригами? Настольная игра? Всё вместе, как мультимедийный лонгрид на бумаге и из бумаги. Это интерактивное медиа, оформленное из всего, что позволяет передать настроение, нужные тактильные ощущения, ароматы-ассоциации. С какой целью? Чтобы объемно рассказать историю, высказаться по теме, поставить вопрос.


Своими проектами студенты призывали поразмышлять потенциальных читателей на такие темы, как любовь к себе и ближнему, детство в памяти разных поколений, взаимоотношения человека и искусственного интеллекта в будущем, любовь к Родине, необычные хобби и др. Игровой эффект получившихся медиа также позволил их авторам нативно заинтересовать зимними видами спорта, нашей галактикой, художественной литературой, искусством и культурой в целом.


«Когда встречаются творческие люди, обязательно рождаются яркие проекты. Задание по учебе перерастает в нечто большее — собственное креативное издание. Было бы несправедливо, если бы я как преподаватель стал единственным читателем, зрителем, реципиентом двенадцати спецвыпусков — физических носителей ценных мыслей-смыслов. Таких же особенных, как и его создатели — мои студенты-выпускники. Было решено: устроить публичный показ», — отмечается в комментарии Артема Гаврилова на промо-странице, специально созданной к выставке.



Вернисаж и финисаж — в один день

Необычные вещи нельзя показывать обычно. Будущие медиаспециалисты под руководством своего наставника придумали выставку, которая будет иметь погружающий в проекты авторов эффект и работать для ценности момента лишь несколько часов. Поскольку и по форме, и по содержанию экспонаты не совпадают, но представляют собой эксклюзивные медиа, выставка общим решением была названа «Спецвыпуск: раскрытие измерения».


Раскрытие каждого медийного измерения, то есть знакомство с отдельной работой, происходило в формате перформанса: встречи небольшой группы посетителей из 5–7 человек с авторами экспонатов, которые в особой экспрессивной манере, соответствующей замыслу произведения, представляли их. Выставочное пространство было украшено тканями и бумагой — и располагало к такому знакомству. В конце экскурсии-перформанса можно было остановиться возле каждой стены и рассмотреть тематические фотографии, прочитать кураторский текст, а на проекторе — увидеть короткие видеоролики, отсылающие к сюжетам, связанным с экспонатами.


Увидеть, услышать, рассмотреть выставку пришли студенты и преподаватели факультета русской и чувашской филологии и журналистики ЧГУ им. И.Н. Ульянова. С приветственным словом к посетителям обратилась декан факультета Алена Иванова. Она поздравила студентов с грандиозным показом талантливо созданных ими медиапроектов, подчеркнула значимость их идей не только в творческой самореализации, но и в профессиональном становлении, а также отметила, что эта выставка обязательно войдет в историю университета.


Возможность познакомиться не только с экспонатами, но и с их авторами привнесла в выставку то, чего обычно не хватает посетителям. Пришедшие на «Спецвыпуск: раскрытие измерения» могли длиться впечатлениями не только друг с другом, но и погружали в пространство собственных интерпретаций медиахудожников. Сверялись своими ощущениями с замыслом авторов, дискутируя, совместно с ними искали ответы. Думается, подобная интерактивность — самое ценное, что может быть. Особенно для начинающих медиакоммуникаторов — тех, кто начинает работать с массовой аудиторией и хочет лучше ее понимать.


Выставка-перформанс — длиною в один день — стала крупным событием культурной жизни факультета и заняла особое место в памяти тех, кто увидел ее или о ней прочитал!